Житие святых

Святые Петр и Феврония – покровители вступающих в брак
День памяти: 8 июля

 Свв. блг. князь Петр и княгиня Феврония, чудотворцы Муромские (†1228) – «предобрая и пречистая двоица». В житии этих святых не найти ни подвигов монашеского самоотречения, ни мученических страданий за веру Христову. Они угодили Богу добрыми делами, благочестием и милосердием, явили истину целомудренной любви между собой и к ближним; и Церковь прославила их как образец христианского супружества.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году.

За несколько лет до этого святой заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его исцелит дочь пчеловода, благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.

Когда Петр увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после выздоровления. Так все и случилось.

Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы Петр отпустил ее. Но святой отказался, и тогда супругов изгнали. На лодке они отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра.

В Муроме же начались столкновения между боярами, которые так и не смогли разделить меж собою власть. Опасаясь падения города, народ потребовал, чтобы князя вернули, причем вместе со святой Февронией.

С тех пор святые супруги правили еще довольно долго и прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 8 июля (25 июня) 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

***

Русский народ очень полюбил этих святых, и со временем их житие, передаваемое из уст в уста, стало обрастать многими подробностями. Кроме того, в древнерусской литературе мы встречаем такой памятник словесному искусству наших предков, как Повесть о Петре и Февронии. При желании Вы могли бы познакомиться с этим произведением — пройдя по ссылке.

***

Многие высочайшие особы, посещавшие Муром, непременно поклонялись святым мощам Петра и Февронии.

«Во время путешествия в мае 1722 года из Коломны в Нижний Новгород по Оке, во время войны с Персией, Петр I останавливался в Муроме для поклонения» многочтимым Муромским чудотворцам Петру и Февронии, испрашивая от них помощи на брань и победу, подобно тому, как предки его — Иоанн III и IV — делали при походах своих на казанских татар», — записано у одного из местных историков.

Муромский летописец купец А.А. Титов писал в 1830-х годах: «Недавно перестали говорить старожилы, слышавшие от своих предков, как эти последние видели государя в Соборном храме (Рождества Богородицы — Т.С.) во время Божественной Литургии, и как любовались его прекрасными мужественными кудрями, с восторгом слушая голос, когда подпевал он хору певчих, стоявши возле клироса».

В 1767 году в Муроме побывала императрица Екатерина II во время проезда через Муром из Нижнего Новгорода в Москву. «В Муроме, получив известие, что государь — наследник Павел Петрович — сильно занемог, царица-мать, с чувством родительской горести, отправилась в собор, изволила сказать сановникам и народу: «Будем молиться за наследника».

В 1830-х годах у мощей святых Петра и Февронии молились о процветании своей богохранимой державы император Николай I и наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II).

***